|
(Александр Павлинович Клягин)
(24.08.1884 - 01.03.1952)
Википедия: Клягин Александр Павлович (Павлинович) (24 августа 1884 г., Орловская губерния - 1 марта 1952 г., Париж, Франция) - российский инженер, предприниматель, писатель. Родился в семье лесника уроженца Брянской губернии Павла Клягина. Окончил Орловскую классическую гимназию (1903). Окончил Санкт-Петербургский практический технологический институт (1909). Занимался автомобильным делом, работая в одном из гаражей в Санкт-Петербурга, считался одним из лучших специалистов по автомобильному делу в России, участвовал в автогонках. В 1910-1912 гг. Клягин на строительстве Амурской железной дороги. Работал на строительстве железной дороги Красный Кут-Астрахань. В 1912-1914 гг. назначен представителем Министерства путей сообщения во Франции и Бельгии для изучения железнодорожной техники и закупки оборудования и подвижного состава. 27 октября 1913 г. А.П. Клягин был награжден светло-бронзовой медалью в честь царствования 300-летия Дома Романовых. В 1914 г. участвовал в закупке дрезин для Ферганской и Амурской железных дорог. После начала Первой мировой войны А. Клягин из Бельгии пешком добрался до Парижа и на последнем пароходе возвратился в Россию. В 1915 г. назначен инженером по сооружению железной дороги на постройке Петрозаводск-Сорокской и Мурманской железной дороги, занимался наблюдением за работами по укладке рельсового пути. С 1916 г. был послан министерством путей сообщения во Францию и Бельгию представителя Министерства путей сообщения для закупок оборудования, инструментов, продовольствия для строящихся Мурманской и железных дорог. Многомиллионные закупки позволили построить стратегическую Мурманскую дорогу в срок. Кроме того, Клягин становится и представителем военного атташе России в Париже генерал-майора Алексея Александровича Игнатьева. В 1920 году организует в Париже фирму Etablissmeurs A.Klaguine, которая занимается поставкой вооружения в Крым. Масон. С 1922 года член парижской русской ложи «Астрея» №500 (Великая ложа Франции). Затем член лож «Северное сияние» №523 и «Юпитер» №536. С 1923 г. под эгидой «Анонимного общества эксплуатации запасов» занимался поставкой орудий, снятых с русской эскадры в Бизерте латвийскому Управлению вооружения и правительствам Финляндии и Эстонии. Был крупным благотворителем, учредил стипендии для 50 студентов, на нужды православной церкви сделал пожертвования на сумму 17000 французских франков. В 1936 г. с приобретенного им корабля Бизертской эскадры «Генерал Алексеев» пожертвовал Комитету по сооружению храма-памятника русской эскадре в Бизерте якоря, люстры, мраморные плиты. Был женат на дворянке Марии Николаевне Клягиной. Во Франции в 1926 г. женился на студентке Клэр Робан, в качестве свадебного подарка подарил принадлежащие ему «Наполеон». От этого брака родилось 2 детей. Во время Второй мировой войны поставлял вооружение для Финляндии, сотрудничал с организаций Тодта на строительстве Атлантического вала. Во время этих работ Клягин «вытаскивал многих военнопленных из Германии, якобы для своих стратегических работ, а потом устраивал им свободные документы и отпускал». Два своих имения у Грасса предоставил французскому Сопротивлению. После войны арестовывался по обвинению в сотрудничестве с оккупационной администрацией французскими властями, но был отпущен. Стал владельцем нескольких фабрик по производству духов. Умер 1 марта 1952 г., похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже. А.П. Клягин является автором нескольких книг-воспоминаний о дореволюционной Сибири - «Страна возможностей необычайных» (1947) и «Клад Мамая» (1948). Первую написал по просьбе своего друга - писателя Ивана Алексеевича Бунина, который и написал предисловие к этой книге.
: Rassvet, звездочет... |
|