|
-
(1931)
Прозаик (11.12.1931 Москва). Родился в семье профессора психиатрии, окончил лесотехнический ин-т в 1955 и до 1974 преподавал математику в школах рабочей молодежи. Подлинная жизнь М. протекала в подполье. С 1953 он занимался индийской философией, теософией, эзотерическими и оккультными учениями. С 1958 его моcк. комната становится местом встречи писателей и художников, придерживающихся сходного образа мыслей. Тогда же появляется в СССР оккультный самиздат. С 1953 по 1973 М. написал более ста прозаических произв., отдавая себе отчет в том, что они не могут быть напечатаны в СССР. В самиздате распространялись его тексты и магнитофонные пленки с записью его чтений. Летом 1974 он получил разрешение эмигрировать, до 1983 жил в США, затем переселился в Париж. Впервые имя М. появилось с 1975 в журн. «Новый журн.» и «Третья волна», позже представительная подборка его рассказов появилась в альм. М. Шемякина «Аполлон 77», затем последовали публикации в журн. «Гнозис» и «Эхо». После выхода америк. сб. прозы М. «The Sky Above Hell» (1980), названного по одному из его рассказов - Небо над адом, писатель был принят в члены ПЕН-клуба. В сб. Изнанка Гогена (1982) М. включил девять рассказов. В 1985 он закончил роман Московский гамбит, первое описание эзотерических подпольных кружков в Москве 60-х гг. Написанный в 1966-68 роман Шатуны только через 20 лет нашел издателя. В 1990 благодаря перестройке в Сов. Союзе впервые вышла его книга, где собраны рассказы, написанные задолго до эмиграции. В 1994 он вернулся в Москву (ср. «Лит. газ.», 1994, 16.2.) - Духовная основа всего творчества М. - осознание земной жизни как фазы многократных перевоплощений, включенных в нематериальное бытие, в силу чего смерть означает освобождение бессмертного «Я» от тела. Но М., опубликовавший также ряд статей по метафизическим вопросам, не изображает в своих произв. верующего человека, который на основе этого знания мог бы направить свою жизнь в более надежное и свободное русло. Напротив, М. изображает людей, запутавшихся во власти сатанинских сил, его герои убивают, истязают, насилуют, потому что целиком поглощены материальными и сексуальными интересами. Тема романа Шатуны - убийство ради проникновения в тайну души убиваемого и тем самым в потусторонний мир - показывает глубину поисков в жестокой, часто мучительной прозе М., которая при перечитывании иногда ужасает и самого писателя. При этом устремления М. имеют позитивную основу: погружаясь во тьму, он стремится к проявлению света человеческой души, хочет способствовать ее росту.
: ... |
|