«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Токвиль Алексис де

Алексис де Токвиль 122k

(Alexis de Tocqueville)

(29.07.1805 - 16.04.1859)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Большая советская энциклопедия: Токвиль (Tocqueville) Алексис (29.7.1805, Верней, ныне Верней-сюр-Сен, департамент Ивелин, - 16.4.1859, Канн), французский социолог, историк и политический деятель. Родился в аристократической семье. В 1831-32 в США изучал пенитенциарную (тюремно-исправительную) систему. Неоднократно посещая Великобританию, установил личные связи с английскими либералами. В 1835 опубликовал книгу «О демократии в Америке» (рус. пер. 1897), принесшую Т. широкую известность. С 1838 член Академии моральных и политических наук, с 1841 Французской академии. В 1839 член Палаты депутатов. В 1848 избран в Учредительное, в 1849 - в Законодательное (вице-председатель) собрания. Министр иностранных дел (1849). Один из лидеров консервативной Партии порядка. В 1851 за подпись под петицией о предании суду Луи Бонапарта заключен в Венсеннский замок. После освобождения отошел от политической деятельности.
В книге «О демократии в Америке» Т., осознавая неизбежность буржуазно-демократических преобразований, рассматривает соотношение в буржуазного обществе свободы и равенства, взаимодействие политической власти и общества в целом. Подчеркивая негативные элементы буржуазного эгалитаризма, Т. считал его источником деспотизма. По Т., политическая централизация как оружие равенства в борьбе с привилегиями феодальной аристократии, соединяясь с административной централизацией и бюрократизацией, резко усиливает власть государства. С другой стороны, равенство рождает индивидуализм, который замыкает людей в рамках частной жизни и создает тем самым благоприятную почву для деспотизма. «Извращенная склонность» к равенству низводит всех до уровня массы и приводит к «равенству в рабстве». Вопрос об осуществлении тенденций деспотизма, по Т., во многом зависит от прочности общинных учреждений и организаций, находящихся между государством и индивидом.
Противостоять этим тенденциям, по Т., могут некоторые институты, например существующие в США: федеративная форма государства, региональное разнообразие, свобода политических и гражданских ассоциаций и т.д.
В книге «Старый порядок и революция» (1856, рус. пер. 1918) пытался выявить преемственность между прошлым и «новым порядком» и утверждал, что и без революции была возможна ликвидация феодального режима. Для понимания истоков Великой французской революции Т. исследовал архивные материалы предреволюционного периода.
Либерально-консервативные идеи Т. оказали большое влияние на буржуазно общественную мысль (И. Тэн, Ж. Сорель, Ф. Теннис, М. Вебер, К. Манхейм).
:
...




  • Токвиль А. Демократия в Америке. (1835-40) [Djv-Fax-20.6M] Автор: Алексис де Токвиль (Alexis de Tocqueville). Перевод с французского В.П. Олейника, Е.П. Орловой, И.А. Малаховой, И.Э. Иванян, Б.Н. Ворожцова. Предисловие Гарольда Дж. Ласки. Комментарии В.Т. Олейника. Художник В.К. Бисенгалиев.
    (Москва: Издательство «Прогресс», 1992)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv-Fax: dns, 2016
    • КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Гарольд Дж. Ласки. Предисловие. Перевод Е.П. Орловой и И.А. Малаховой (5).
      Предисловие автора к Двенадцатому французскому изданию. Перевод В.Т. Олейника (23).
      Книга первая
      Введение. Перевод В.Т. Олейника (27).
      Часть первая. Перевод И.Э. Иванян
      Глава I. Внешние очертания Северной Америки (37).
      Глава II. Происхождение англоамериканцев и как оно сказалось на их будущем (43).
      Глава III. Общественный строй англоамериканцев (56).
      Глава IV. О принципе народовластия в Америке (62).
      Глава V. Необходимость изучить происходящее в отдельных штатах, прежде чем перейти к описанию управления всем Союзом (64).
      Глава VI. Судебная власть в Соединенных Штатах и ее влияние на политическое устройство общества (92).
      Глава VII. О политической юстиции в Соединенных Штатах (97).
      Глава VIII. О федеральной конституции (101).
      Часть вторая. Перевод И.А. Малаховой (гл.I-VIII) и Е.П. Орловой (гл.IX-X)
      Глава I. На чем основывается утверждение, что в Соединенных Штатах страной управляет народ (143).
      Глава II. О партиях в Соединенных Штатах (144).
      Глава III. О свободе печати в Соединенных Штатах (149).
      Глава IV. О политических объединениях в Соединенных Штатах (155).
      Глава V. О демократическом правительстве в Америке (160).
      Глава VI. Реальные преимущества демократической формы правления для американского общества (184).
      Глава VII. О всевластии большинства в Соединенных Штатах и о его последствиях (194).
      Глава VIII. Что сдерживает тиранию большинства в Соединенных Штатах (204).
      Глава IX. Об основных причинах, способствующих существованию демократической республики в Соединенных Штатах (214).
      Глава Х. Некоторые соображения по поводу современного состояния и возможного будущего трех рас, населяющих территорию Соединенных Штатов (238).
      Заключение (293).
      Примечания автора. Перевод В.Т. Олейника (297).
      Книга вторая
      К читателю. Перевод В.Т. Олейншса (317).
      Часть первая. Влияние демократии на интеллектуальную жизнь в Соединенных Штатах. Перевод В.Т. Олейника
      Глава I. О философском мышлении американцев (319).
      Глава II. Об основном источнике взглядов и убеждений, присущих демократическим народам (322).
      Глава III. Почему американцы обнаруживают большую способность и склонность к общим идеям, чем их английские предки (324).
      Глава IV. Почему американцы не относятся с той же страстностью, что и французы, к общим идеям политического содержания (327).
      Глава V. Каким образом в Соединенных Штатах религия использует демократические институты 328
      Глава VI. Об успехах католицизма в Соединенных Штатах (334).
      Глава VII. О том, что заставляет сознание демократических народов тяготеть к пантеизму (334).
      Глава VIII. Каким образом равенство наводит американцев на мысль о возможности беспредельного совершенствования человека (335).
      Глава IX. Почему пример американцев не доказывает справедливости утверждения, что демократический народ не может обладать способностью и склонностью к занятиям науками, литературой и искусством (336).
      Глава X. Почему американцы больше интересуются практическим применением науки, а не ее теоретическими аспектами (340).
      Глава XI. С какой целью американцы занимаются искусством (344).
      Глава XII. Почему американцы одновременно возводят такие маленькие и такие огромные сооружения (347).
      Глава XIII. Литературная жизнь в века демократии (348).
      Глава ХIV. Литературное производство (351).
      Глава XV. Почему изучение древнегреческой и древнеримской литератур особенно полезно для демократического общества (352).
      Глава XVI. Каким образом американская демократия видоизменила английский язык (353).
      Глава XVII. О некоторых источниках поэзии у демократических наций (357).
      Глава XVIII. Почему американские писатели и ораторы часто бывают напыщенными (361).
      Глава XIХ. Некоторые размышления о театральной жизни демократических народов (362).
      Глава XX. О некоторых специфических особенностях, свойственных историкам демократических времен (365).
      Глава XXI. О парламентском красноречии в Соединенных Штатах (367).
      Часть вторая. Влияние демократии на чувства американцев. Перевод В.Т. Олейника
      Глава I. Почему демократические народы с большим пылом и постоянством любят равенство, чем свободу (371).
      Глава II. Об индивидуализме в демократических странах (373).
      Глава III. В чем причина того, что в конце демократической революции индивидуализм проявляется значительно сильнее, чем в любую другую эпоху (375).
      Глава IV. Как американцы борются против индивидуализма с помощью свободных институтов (375).
      Глава V. О роли объединений в общественной жизни американцев (378).
      Глава VI. Взаимосвязь ассоциаций и периодической печати (381).
      Глава VII. Отношения между гражданскими и политическими ассоциациями (383).
      Глава VIII. Как американцы противоборствуют индивидуализму с помощью учения о правильно понимаемом интересе (386).
      Глава IX. Каким образом американцы применяют учение о правильно понимаемом интересе в области религии (388).
      Глава X. О страсти американцев к материальному благополучию (390).
      Глава XI. О тех специфических последствиях, которые порождаются любовью к физическим удовольствиям в демократические времена (391).
      Глава XII. Почему отдельные американцы демонстрируют столь экзальтированную духовность (392).
      Глава XIII. Почему процветающие американцы столь неугомонны (393).
      Глава XIV. Каким образом у американцев страсть к материальным благам сочетается с любовью к свободе и вниманием к общественным делам (396).
      Глава XV. Каким образом религиозные убеждения время от времени привлекают американцев к радостям духовной жизни (397).
      Глава XVI. Каким образом чрезмерная любовь к благосостоянию может вредить этому благосостоянию (400).
      Глава XVII. Почему во времена равенства и религиозных сомнений человеческую деятельность необходимо направлять на очень отдаленные цели (401).
      Глава XVIII. Почему американцы с уважением относятся ко всем честным профессиям (403).
      Глава XIХ. Что делает индустриальные профессии привлекательными почти для всех американцев (404).
      Глава XХ. Каким образом промышленность может порождать аристократию (406).
      Часть третья. Влияние демократии на нравы как таковые. Перевод В.Т. Олейника
      Глава I. Каким образом нравы смягчаются по мере того, как уравниваются условия существования людей (409).
      Глава II. Каким образом демократия упрощает и облегчает обычные взаимоотношения между американцами (412).
      Глава III. Почему американцы не столь чувствительны у себя на родине и обнаруживают такую обидчивость, когда находятся в нашей стране (413).
      Глава IV. Следствия, вытекающие из трех предыдущих глав (415).
      Глава V. Каким образом демократия изменяет отношения между слугой и хозяином (416).
      Глава VI. Каким образом демократические институты и нравы повышают цену и сокращают сроки земельной ренты (422).
      Глава VII. О влиянии демократии на размеры жалованья (423).
      Глава VIII. Влияние демократии на семью (425).
      Глава IX. Воспитание девочек в Соединенных Штатах (428).
      Глава Х. Как девушка становится супругой (430).
      Глава XI. Каким образом равенство в Америке способствует поддержанию нравственности (431).
      Глава XII. Как американцы понимают равенство между мужчиной и женщиной (435).
      Глава XIII. Каким образом равенство приводит американцев к естественному разделению на множество мелких частных кругов общения (437).
      Глава XIV. Некоторые размышления по поводу американских манер (439).
      Глава XV. О том, насколько степенны американцы и отчего это часто не мешает им поступать опрометчиво (441).
      Глава XVI. Отчего национальное тщеславие у американцев носит более беспокойный и сварливый характер, чем у англичан (443).
      Глава XVII. Отчего общественная жизнь в Соединенных Штатах выглядит одновременно бурной и однообразной (444).
      Глава XVIII. О понятии чести в Соединенных Штатах и в демократических обществах (446).
      Глава XIX. Отчего в Соединенных Штатах встречается так много честолюбивых людей и так мало - подлинных честолюбцев (454).
      Глава XX. Об искателях доходных мест у некоторых демократических народов (457).
      Глава ХXІ. Почему великие революции станут редкими (459).
      Глава XXII. Отчего демократическим народам свойственно желать мира, тогда как демократические армии хотят войны (467).
      Глава XXIII. Какой класс военнослужащих демократических армий является самым воинственным и революционно настроенным (471).
      Глава XXIV. Отчего в начале военных кампаний демократические армии оказываются слабее других, становясь все более грозными в ходе войны (473).
      Глава ХXV. О дисциплине в демократических армиях (476).
      Глава XXVI. Некоторые соображения по поводу войн в демократических обществах (477).
      Часть четвертая. О том влиянии, которое демократические идеи и чувства оказывают на политическое общество. Перевод Б.Н. Ворожцова
      Глава I. Равенство вызывает в гражданах естественную склонность к свободным институтам (481).
      Глава II. О том, что представления граждан об управлении в демократических обществах естественным образом способствуют концентрации власти (482).
      Глава III. О том, что чувства людей в демократических обществах соответствуют их идеям о концентрации власти (484).
      Глава IV. О некоторых закономерных и случайных причинах, которые ведут демократические народы к централизации власти либо препятствуют этому (485).
      Глава V. О том, что в современных европейских государствах верховная власть усиливается, несмотря на неустойчивость положения самих правителей (489).
      Глава VI. Какого деспотизма следует опасаться демократическим народам (495).
      Глава VII. В продолжение того, о чем говорилось в предыдущих главах (499).
      Глава VIII. Общие замечания (503).
      Примечания автора. Перевод Б.Н. Ворожцова (506).
      Приложение. Доклад, сделанный в Академии правовых и политических наук 15 января 1848 года по поводу работы господина Шербюлье «О демократии в Швейцарии». Перевод Б.Н. Ворожцова (511).
      Речь, произнесенная в палате депутатов 27 января 1848 года при обсуждении проекта пожеланий в ответ на тронную речь. Перевод Б.Н. Ворожцова (521).
      Комментарии. В.Т. Олейник (527).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Книга французского государственного деятеля, историка и литератора Алексиса де Токвиля (1805-1859) - выдающееся сочинение из большого числа тех, что написаны европейскими путешественниками об Америке. Она представляет собой весьма сложный сплав путевых заметок, исследования, документа, философского эссе и публицистики. Автор всесторонне анализирует объективные условия существования, государственно-политическое устройство и духовную жизнь Соединенных Штатов Америки, превращавшихся буквально на глазах поколения Токвиля из «окраины цивилизации», из полулегендарного Нового Света в реальный фактор европейской и мировой политики.
  • Токвиль А. Старый порядок и Революция. (1856) [Djv-Fax- 2.3M] [Txt-Ocr- 233k] Автор: Алексис де Токвиль (Alexis de Tocqueville). Перевод с французского М. Федоровой. Научный редактор А. Руткевич.
    (Москва: Московский философский фонд, 1997)
    OCR, обработка, формат Txt-Ocr: Ихтик, 2002; Скан: AAW, обработка, формат Djv-Fax: dns, 2016
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Предисловие (3).
      КНИГА ПЕРВАЯ
      Глава I. Противоречивые суждения, вынесенные о Революции в самом ее начале (10).
      Глава II. О том, что основной причиной и конечной целью Революции не было, как это считали, разрушение власти религиозной и ослабление власти политической (13).
      Глава III. Каким образом и почему Французская революция, будучи революцией политической, происходила по образу религиозной (16).
      Глава IV. Почему почти вся Европа имела совершенно одинаковые институты власти и почему эти институты повсеместно пали (19).
      Глава V. В чем, собственно, состоит значение Французской революции (23).
      КНИГА ВТОРАЯ
      Глава I. Почему феодальные права сделались ненавистны народу Франции гораздо более, чем в других странах (25).
      Глава II. О том, что административная централизация является институтом Старого порядка, а не порождением Революции или империи, как это утверждается (32).
      Глава III. Так называемая административная опека есть институт Старого порядка (40).
      Глава IV. О том, что административная юстиция и судебные изъятия в пользу чиновников суть порождения Старого порядка (47).
      Глава V. О том, каким образом администрация смогла утвердиться среди старых властей и занять их место, не разрушая их (51).
      Глава VI. Об административных нравах при Старом порядке (54).
      Глава VII. Каким образом во Франции, как нигде более в Европе, уже при Старом порядке столица обрела преобладающее значение и поглощала все силы государства (62).
      Глава VIII. О том, что Франция была страной, в которой, как нигде более, люди стали похожими друг на друга (66).
      Глава IX. О том, каким образом эти столь похожие люди оказались, как никогда ранее, разделенными на небольшие группы, чуждые и безразличные друг другу (69).
      Глава X. Каким образом уничтожение политической свободы и разобщенность классов обусловили почти все недуги, разрушившие Старый порядок (81).
      Глава XI. О своеобразии свободы при Старом порядке и ее влиянии на Революцию (89).
      Глава XII. О том, что вопреки прогрессу цивилизации положение французского крестьянина в XVIII веке было иногда хуже, чем в XIII веке (98).
      КНИГА ТРЕТЬЯ
      Глава I. О том, каким образом к середине XVIII века литераторы сделались главными государственными деятелями и каковы были последствия этого обстоятельства (112).
      Глава II. О том, каким образом безбожие смогло стать у французов XVIII века общей и преобладающей страстью и какого рода влияние оно оказало на характер Революции (120).
      Глава III. О том, каким образом французы желали совершить реформы до получения свободы (127).
      Глава IV. О том, что царствование Людовика XVI было эпохой наибольшего процветания Старой монархии и каким образом это процветание ускорило Революцию (135).
      Глава V. Каким образом народ поднялся на восстание, желая облегчить свое положение (143).
      Глава VI. О некоторых приемах, при помощи которых правительство завершило революционное образование народа (149).
      Глава VII. О том, каким образом административная революция предшествовала политической и какие это имело последствия (153).
      Глава VIII. О том, каким образом из вышеозначенных обстоятельств сама собой возникла революция (161).
      Приложение. О провинциях с сословными собраниями, в частности, о Лангедоке (168).
      Примечания автора (176).
ИЗ ИЗДАНИЯ: ...