«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Трайтак Дмитрий Илларионович (методист-биолог)

Дмитрий Илларионович Трайтак 5.0M

-

(08.11.1927 - 27.05.2005)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Википедия: Трайтак Дмитрий Илларионович (8 ноября 1927, с. Николаевка Кировоградской обл. УССР - 27 мая 2005, г. Москва) - специалист в области методики преподавания биологии, методист-биолог, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, автор учебной программы школьного курса биологии (2001, 2003).
Окончил биологический факультет Криворожского государственного педагогического института (1952) по специальности «Естествознание».
Кандидат педагогических наук, кандидатская диссертация на тему: «Развитие интереса учащихся к ботанике» (Ленинградский пединститут им. А.И. Герцена, 1959). Доцент (1962, по кафедре ботаники).
Доктор педагогических наук, докторская диссертация на тему: «Основы формирования интереса учащихся к учебному предмету ботанике» (Ленинградский пединститут им. А.И. Герцена, 1969). Профессор (1972, по кафедре методики преподавания биологии и основ сельского хозяйства).
Член корреспондент РАО (1993), академик МАНПО (2001).
С 1953 г. Трайтак Д.И. работал ассистентом, а с 1961 г. доцентом кафедры ботаники Криворожского государственного пединститута.
С 1963 г. по 1966 г. проректор по учебной и научной работе Криворожского государственного пединститута.
С 1967 по 1972 год работал в Крымском пединституте им. М.В. Фрунзе. С 1972 г. перешел на работу в НИИ Школ Минпрос РСФСР.
С 1977 по 1983 г. заведовал кафедрой методики преподавания биологии МОПИ им. Н.К. Крупской.
С 1993 года профессор кафедры методики преподавания географии и экологии МПУ (МГОУ).
Крупный специалист в области методики преподавания биологии и экологии в России, последователь и ученик выдающегося ученого-методиста, члена корреспондента АПН СССР Н.М. Верзилина.
Уделял большое внимание исследованию центральной проблемы методики - совершенствованию содержания школьного биологического образования и изучению вопроса о практической направленности при обучении биологии.
Исследовал формирование и развитие познавательного интереса учащихся к учебному предмету.
Одним из первых изучил влияние факторов внутришкольной среды на ход учебного процесса и разработал методику составления экологического паспорта школы.
Принимал активное участие в разработке и обсуждении государственных образовательных стандартов общего биологического образования.
Создал ведущую в России научную школу в области методики обучения биологии.
Под его руководством защищено около 40 кандидатских и докторских диссертаций.
По инициативе Д.И. Трайтака были организованы и проведены многочисленные научно-практические конференции и семинары по проблемам методики преподавания биологии и экологии, а также всесоюзные олимпиады школьников по биологии.
Многие годы он являлся членом Совета по экологическому образованию РАО, выполнял функции председателя Совета по биологическому образованию РАО, членом бюро Отделения общего среднего образования РАО, председателем диссертационного Совета при МГОУ, членом диссертационного Совета педуниверситета им. А.И. Герцена, экспертом ВАК России, председателем секции природоведения Федерального экспертного совета Минобразования России, главным редактором серии книг по проблемам школьного учебника.
Составил авторскую учебную программу школьного курса биологии (2001, 2003), которая получила поддержку и признание в России и Беларуси. Кроме научно-педагогической вел также активную общественную и просветительскую работу многие годы являясь лектором и членом правления областных организаций Всесоюзного общества «Знание».
Регулярно выступал с лекциями перед учителями и методистами по различным темам методики преподавания биологии.
Автор более 200 работ по методике преподавания биологии, экологии и сельскохозяйственного труда.
:
AAW, bolega, pohorsky...




  • Трайтак Д.И. (ред.) Биология: Справочные материалы. [Djv-Fax-19.2M] [Pdf-Fax-21.9M] Учебное пособие для учащихся. 3-е издание, переработанное. Авторы: Дмитрий Илларионович Трайтак, Владимир Александрович Карьенов, Евгения Тихоновна Бровкина, Сергей Иванович Балуев, Нина Ивановна Клинковская, Владимир Васильевич Пасечник. Редактор: Дмитрий Илларионович Трайтак. Учебное издание. Оформление: Б.А. Гомон, П.А. Жиличкин.
    (Москва: Издательство «Просвещение», 1994)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv-Fax: pohorsky, 2014
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Д.И. Трайтак (5).
      Животные. В.А. Карьенов, Е.Т. Бровкина (51).
      Человек. С.И. Балуев (93).
      Общая биология. Н.И. Клинковская, В.В. Пасечник (143).
      Ответы (215).
      Именной указатель (217).
      Рекомендуемая литература (218).
ИЗ ИЗДАНИЯ: В книге для старшеклассников приведены сведения о растениях, бактериях, грибах, лишайниках, животных, человеке и общей биологии с целью оказать помощь в повторении и обобщении знаний за VI-XI классы по биологии.
  • Трайтак Д.И. (сост.) Книга для чтения по ботанике. [Djv-Fax-21.0M] [Pdf-Fax-22.0M] Пособие для учащихся. Составитель: Дмитрий Илларионович Трайтак. Художники: Н.П. Бородинова, В.И. Преображенская, В.С. Юдин.
    (Москва: Издательство «Просвещение», 1978)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv-Fax: bolega, 2024
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Предисловие (3).
      1. БОТАНИКА - НАУКА О РАСТЕНИЯХ (5).
      Растения и человек (5). Познайте природу растений (8). Единство растительного мира (10). Растительная клетка (11).
      2. РОЛЬ СЕМЕНИ В ЖИЗНИ РАСТЕНИИ (14).
      Семена - продолжатели жизни растений (14). Что можно найти в семенах цветковых растений? (15). Условия хранения семян (16). Роль света и темноты при прорастании семян (по А.М. Гродзинскому) (18). Рост и питание проростков (по Я.А. Максимову) (20).
      3. РОЛЬ КОРНЯ В ЖИЗНИ РАСТЕНИИ (22).
      Живые якоря (по В. Ветлиной) (22). Вода и растение (25). Необходимость минерального питания для растений (28). Как корни «ищут» себе пищу (А.Г. Дояренко) (29). Когда вредна вода в почве? (А. Гавеман) (29). Почему продолжительный дождь нежелателен? (по А.М. Гроздинскому) (31).
      4. РОЛЬ ЛИСТЬЕВ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЯ (33).
      Сила весенних ростков (В.М. Корсунская) (33). Зеленый лист растений (по Н.М. Верзилину) (37). Устьица листа (по Б. Гришину) (40). Пряжа жизни (В. Сафонов) (41). Простой опыт (А. Югов) (43). Влияние продолжительности освещения на рост и развитие растений (по К Е. Овчарову) (43). Чем питается росянка (по В. Александровой) (47). Растения-хищники (по В. Александровой) (50). Причины листопада (А.В. Кожевников) (51). Отчего осенью листья желтеют (А.В. Кожевников) (53). Почему листья багровеют (по А.В. Кожевникову) (56).
      5. РОЛЬ СТЕБЛЯ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЯ (58).
      Как развиваются ростовые и цветочные почки (А. Савина) (58). Как образуется годичный слой древесины (по А.В. Гавеману) (60). Как изменяется с возрастом ствол дерева (по А.В. Гавеману) (62). Секрет гигантских трав (по В. Мезенцеву) (63). Как растения готовятся к зиме (по А. Савиной) (65). Дерево-лес (по Б.В. Гроздову) (67). Лианы экваториальных лесов (по А. Уоллесу) (69).
      6. ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИИ (73).
      Вегетативное размножение и продолжительность жизни растений (по А.В. Кожевникову) (73). Размножение и расселение сорняков (по С.А. Котт) (76). Можно ли извлечь пользу из сорняков? (78). Парник в мешке (по А.К. Межакову) (80).
      7. СЕМЕННОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ (82).
      Роль красоты в жизни растений (по Г.А. Гуреву) (82). О запахах цветков (по Э.С. Терехину и Р.М. Федорову) (85). Об опылении цветков (по И. Василькову) (88). В чем сущность опыления цветков растений (по А.М. Гродзинскому) (92). Биологическая взаимосвязь (по В.В. Лункевичу) (95). О выделении пузырьков кислорода женским цветком элодеи (по Г. Молишу) (97). Цветы подводного хлеба (Н.М. Верзилин) (98). Причины второго цветения (по А.М. Гродзинскому) (100). Цветки зеленых «уродцев» - кактусов (по Н.М. Верзилину) (101). О цветке раффлезии Арнольди (по А.В. Цингеру) (103). Сравнительная редкость цветущих растений в тропическом лесу (105). Самые крупные семена (по А.В. Цингеру) (106). Распространение плодов и семян (по В.М. Корсунской) (107). Распространение плодов и семян муравьями (по В.М. Корсунской) (110).
      8. РАЗНООБРАЗИЕ КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ (115).
      Чем культурное растение отличается от дикорастущего (В. Церлинг) (115). Капустный календарь (по В. Елагину) (120). Происхождение картофеля (по С.М. Букасову) (123). Распространение картофеля в России (125). Лен (по Н.М. Верзилину) (126). Хлопчатник (по С.И. Глуздакову) (129). Подсолнечник (по Е.В. Вульфу) (131). Свекла (по С.И. Ивченко) (133). Виноград (по Н.М. Верзилину) (135). Яблоня - гордость наших садов (138). Копилка витаминов (по Б. Александрову) (140). Краса-ягода (по Б. Александрову) (142). Бахчевые растения (по Е.В. Вульфу) (144). Чайный куст (по М. Глонти, А. Матинян) (147). Что такое кактусы? (по И.А. Залетаевой) (149). Слава пшеницы (по М. Васильеву) (152). Как влияют условия роста и развития на высокий урожай пшеницы (В. Церлинг) (153). П.П. Лукьяненко - создатель новых сортов пшеницы (156). Рожь - растение семейства злаковых (Я. Овчинников, Я.М. Шиханова) (158). Кукуруза - ценное растение (160). Рис (по М. Васильеву) (162). О бамбуковой палке (по Б.В. Гроздову) (163).
      9. МНОГООБРАЗИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА (166).
      Бактерии (по А.И. Молодчиковой) (166). Живые удобрения (по Л. Судаковой) (168). Хлорелла на службе человека (Я.М. Верзилин) (171). Морские водоросли (по С. Ивченко) (172). Морские огороды (176). Микология - наука о грибах (по Т. Сигунову) (178). «Ведьмины круги» (по Я.М. Верзилину) (181). Как гриб лечит людей (по Я. Надеждиной) (184). Лишайники - растения-пионеры (по Г. Пермякову) (187). Сфагнум - белый мох (по А. Борчеву) (189). О папоротниках (В.М. Корсунская) (191). Потомки вымерзших деревьев (по Я.М. Верзилину) (194). Вымирающие голосеменные растения (по А. Борчеву) (196). Лиственница - гордость русских лесов (по С.И. Ивченко) (200). С воды на сушу и с суши в воду (по М. Махлину) (202). Развитие растительного мира (А. Борчев) (205).
      10. КАК ЖИВУТ РАСТЕНИЯ В СООБЩЕСТВАХ (208).
      Пояснения к карте растительности (208). Лес (по А.И. Молодчикову) (209). Законы лесного мира (по С.А. Хлатину) (213). В зеленом полумраке (по Б.В. Гроздову) (215). Почему леса хранят воду? (по В. Ветлугину) (216). «Популгос» - значит «народный» (по С. Ивченко) (218). Саксауловые леса (по В. Федоровичу) (221). Эвкалиптовый лес (по Ж. Верну) (223). Мангровые леса (по А.Я. Краснову) (225). Что такое саванны? (по Г.В. Карпову) (227). Растения степи (по В.М. Бровкиной) (229). Растения пустыни (по Ю.М. Раллъ) (231). Растения водоемов (по М.М. Голлербаху) (233). Ряска - самое маленькое цветковое растение (239).
      11. ПОЧЕМУ НУЖНО БЕРЕЧЬ И КАК РАЦИОНАЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР (242).
      Берегите природу! (по Я. Шаховцеву) (242). Акклиматизация и интродукция растений (по В. Некрасову) (243). Всегда ли полезны переселения растений в новые места обитания? (по Б. Сергееву) (246). Ботанический сад - музей природы (по Я.М. Верзилину) (248). «Красная книга» (252).
      12. УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР РАСТЕНИИ (255).
      Правое и левое в мире растений (по Г.А. Денисовой) (255). Сила жизни (259). Сон растений (по А. Эмме) (259). Растения и строительство (по А. Прохорову) (261). Дерево Дружбы (263).
      ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ (по И. Василькову) (265).
      Литература для внеклассного чтения (267).
ИЗ ИЗДАНИЯ: В книге собраны отрывки из классической и современной научно-популярной литературы по ботанике. Интересно рассказано о строении и жизни растений, о многообразии их и использовании человеком, о значении растительных сообществ. Книга пропагандирует исследовательское, вдумчивое и бережное отношение к живой природе.