|
- ⒶⒸВидаль-Накэ П. Черный охотник. Формы мышления и формы общества в греческом мире. (Le chasseuer noir. Formes de Pensees et formes de societe dans le monde grec, 1991) [Djv-Fax- 7.1M] Научное издание. Перевод под общей редакцией С.Г. Карпюка. Вступительная статья Г.М. Бонгард-Левина. Предисловие Ю.Н. Литвиненко. Перевод с французского А.И. Иванчика, Ю.Н. Литвиненко, Е.В. Ляпустиной. Оформление В.С. Филатовича.
(Москва: Издательство «Ладомир», 2001) Скан, OCR, обработка, формат Djv-Fax: mor, 2013
- СОДЕРЖАНИЕ:
Г.М. Бонгард-Левин. Книга, которую обязательно надо прочитать (5). Ю.Н. Литвиненко. О «Черном охотнике» и его авторе (7). К российскому читателю (18). ЧЕРНЫЙ ОХОТНИК Предисловие (пер. Ю.Н. Литвиненко) (23). Вместо введения. Цивилизация политического слова (пер. Ю.Н. Литвиненко) (31). I. Пространство и время (пер. Е.В. Ляпустиной) 1. Значение земли и жертвоприношения в религии и мифологии (по «Одиссее») (45). 2. Время богов и время людей (69). 3. Эпаминонд-пифагореец, или Проблема правого и левого фланга (в соавторстве с Пьером Левеком) (91). Дополнение 1980 г. (107). II. Юноши и воины (пер. А.И. Иванчика) 1. Традиция афинской гоплитии (115). 2. Черный охотник и происхождение афинской эфебии (135). 3. Сырое, греческий ребенок и вареное (155). III. Женщины, рабы и ремесленники (пер. Ю.Н. Литвиненко) 1. Существовал ли класс рабов в древней Греции? (185). 2. Древнегреческие историки о рабстве (194). 3. Бессмертные рабыни Афины Илионской (213). 4. Рабство и гинекократия в традиции, мифе и утопии (227). 5. Этюд о двусмысленном: ремесленники в городе-государстве Платона (245). IV. Полис вымышленный и полис реальный (пер. Ю.Н. Литвиненко) 1. Греческий разум и полис (269). 2. Афины и Атлантида. Содержание и смысл одного платоновского мифа (281). 3. Платоновский миф в диалоге «Политик»: двусмысленность золотого века и истории (301). 4. Дельфийская загадка, или О марафонском постаменте (Павсаний. X. 10. 1-2) (317). ПРИЛОЖЕНИЯ Возвращение к Черному охотнику (пер. А.И. Иванчика) (339). Атлантида и нации (пер. Ю.Н. Литвиненко) (366). Библиография (391).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Пьер Видаль-Накэ (род. в 1930 г.) - один из самых крупных французских историков, автор свыше двадцати книг по античной и современной истории. Он стал одним из первых, кто ввел структурный анализ в изучение древнегреческой истории и наглядно показал, что категории воображаемого иногда более весомы, чем иллюзии реальности. «Объект моего исследования, - пишет он, - не миф сам по себе, как часто думают, а миф, находящийся на стыке мышления и общества и, таким образом, помогающий историку их понять и проанализировать». В качестве центрального объекта исследований историк выбрал проблему перехода во взрослую военную службу афинских и спартанских юношей. Так на свет появился «черный охотник» - юноша в черном плаще, персонаж, соединивший в себе черты двух мифических героев - Меланфа и Мелания. С помощью этого емкого образа автор интерпретировал обряды перехода от одной возрастной группы к другой, показал их роль в религиозной, социальной и политической жизни древней Греции. «Греция без чудес», более близкая первобытным народам и культурам, чем современным европейцам, и поэтому рассматриваемая сквозь призму антропологии, - таков лозунг школы, к которой принадлежит П. Видаль-Накэ и без достижений которой сегодня трудно представить науку об античности. П. Видаль-Накэ неравнодушен и к проблемам современности. Публикуемая на русском языке впервые его статья «Атлантида и нации» представляется весьма актуальной в наш век массового тиражирования националистических теорий и исторических фальсификаций. Книга будет интересна как специалистам-историкам, так и широкому кругу читателей, которых волнуют вопросы истории цивилизации. |
|